Семейно-центрированный подход к (ре)абилитации ребенка с нарушением слуха — подход, основанный на максимальном вовлечении семьи в программу помощи ребенку.
Сенсоневральная или нейросенсорная тугоухость (СНТ) — нарушения слуха, обусловленные поражением звуковоспринимающих структур слуховой системы от слуховых рецепторов улитки (волосковых клеток) до корковых центров.
Система выносного микрофона, FM-система — вспомогательное техническое средство реабилитации, состоящее из приемника и передатчика, обеспечивающее прямую передачу голоса собеседника (учителя) в слуховой аппарат или речевой процессор, улучшая при этом отношение сигнал/шум.
Слуховой аппарат (СА) — устройство, которое усиливает звуки и речь и позволяет их слышать детям со сниженным слухом.
Слухоречевая (ре)абилитация — система лечебно-психолого-педагогических мероприятий, направленных на адаптацию ребенка с нарушениями слуха к жизни посредством компенсации слухового дефицита.
Стационарные слуховые вызванные потенциалы — это слуховые вызванные потенциалы в ответ на непрерывный тональный стимул, модулированный по амплитуде и частоте.
Стволомозговая слуховая имплантация — метод (ре)абилитации глухих детей и взрослых с использованием системы электростимуляции слуховых ядер ствола мозга, состоящий из 3 этапов: 1) отбор пациентов на операцию; 2) хирургическая установка носителя электродов в кохлеарные ядра ствола мозга; 3) послеоперационная слухоречевая (ре)абилитация. Также под термином «стволомозговая имплантация» может подразумеваться только хирургический этап установки внутренней части стволомозговогоимпланта.
Стволомозговой слуховой имплант (СМСИ) — электронное устройство, позволяющее пациентам с двусторонней глухотой вследствие повреждения, аплазии слухового нерва, аномалии или полной оссификации улитки слышать окружающие звуки и речь. СМСИ устанавливается в кохлеарные ядра ствола мозга (проксимально от слухового нерва) и стимулирует их. Внешняя часть СМСИ идентична КИ, внутренняя часть отличается формой носителя электродов.
Сурдоакустик — (в соответствии с Приказом от 2 мая 2023 г. № 205н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников») специалист со средним профессиональным немедицинским образованием — специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик) (техник).
Сурдопедагог/учитель-дефектолог (сурдопедагог) — специалист, который работает с детьми с нарушением слуха после слухопротезирования и/или кохлеарной имплантации. В его задачи входит: развитие звуковой речи, обучение общению с помощью разговорной речи на слухо-зрительной и слуховой основе; профилактика распада речи у детей, потерявших слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована.
Технические средства реабилитации — средства реабилитации, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких или обратимых ограничений жизнедеятельности людей, связанных с нарушением здоровья, в том числе инвалидов (ГОСТ З 51632-2021).
Тональная пороговая аудиометрия — инструментальный метод исследования состояния слуха ребенка, оценивающий пороги слуха на звуки разных частот по воздушной и костной проводимости.
Тоно-речевая диссоциация — несоответствие разборчивости речи тональным порогам слуха у ребенка (разборчивость ниже, чем ожидаемая в соответствии с аудиограммой). Характерна для части детей с аудиторной (слуховой) нейропатией, а также при поражениях центральных отделов слуховой системы.
Тугоухость — снижения слуха различной степени, обусловленное поражением каких-либо участков звукопроводящего и/или звуковоспринимающего отделов слуховой системы, начиная от структур наружного уха и заканчивая корковым представительством в височной доле коры головного мозга.
Универсальный аудиологический скрининг новорожденных — обследование слуха у всех новорожденных в роддомах и поликлиниках (в РФ — с помощью объективного метода регистрации отоакустической эмиссии на 1-м этапе и регистрации КСВП на 2-м этапе) с целью выявления детей с подозрением на наличие возможного нарушения слуха и направления на диагностическое обследование в сурдоцентр/сурдокабинет. Необходимое условие ранней диагностики нарушения слуха у ребенка и его ранней реабилитации.
Учитель-дефектолог — (в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9 апреля 2015 г. №178н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «сурдология-оториноларингология») — специалист педагогического профиля, занимающийся обучением, воспитанием, развитием детей с различными нарушениями развития. Как синонимы используются термины «Cпециальный педагог», «Коррекционный педагог». В зависимости от профиля подготовки выделяют: учитель-дефектолог (сурдопедагог), учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель-дефектолог (олигофренопедагог), учитель-дефектолог (логопед). С детьми с нарушением слуха занимается учитель-дефектолог (сурдопедагог). В документе используются как синонимы термины — учитель-дефектолог (сурдопедагог), сурдопедагог.