Практическим путем выработано немало простых, но весьма действенных этических правил взаимоотношений врача и больного. Больные уважают организованных, дисциплинированных врачей, вовремя выполняющих лечебные мероприятия и оказывающих им внимание. Больной может простить врачу даже допущенную ошибку при лечении, но никогда не простит равнодушия и грубости.
Больной вправе иметь исчерпывающую информацию о лечащем враче: время повышения квалификации (специализации), наличие квалификационной категории, сертификата специалиста и лицензии на вид деятельности и т.п.
На основании состояния здоровья больного, особенностей личности, профессии и технических возможностей клиники врач рекомендует тот или иной план лечения. Применительно к ортопедической стоматологии необходимо в кабинете иметь демонстрационные конструкции протезов, чтобы у больного создалось четкое представление о протезе. В дальнейшем это позволит врачу избежать многих недоразумений и психоэмоциональных напряжений. Недостаточная информированность больного о типе протеза, его функциональной ценности, эстетических особенностях и стоимости нередко приводят к конфликтным ситуациям, которые стали переноситься из системы здравоохранения в судебные инстанции.
Согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, врач перед началом лечения должен получить информированное согласие пациента.
Важнейшие деонтологические факторы в работе врача стоматолога-ортопеда, влияющие на положительный исход ортопедического лечения патологических состояний зубочелюстной системы:
использование медикаментозных средств для снятия психоэмоционального напряжения;
исключение боли при одонтопрепарировании;
изготовление временной конструкции с целью защиты зубов с живой пульпой от термических и микробных факторов, восстановления у больного эстетического и функционального оптимума;