только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 5 / 11
Страница 14 / 22

Глава 2. Кризисы созревания

Внимание! Часть функций, например, копирование текста к себе в конспект, озвучивание и т.д. могут быть доступны только в режиме постраничного просмотра.Режим постраничного просмотра
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В качестве примера он приводит две школьные ситуации и две полярные реакции детей на них.

Ситуация первая. Благополучный и очень застенчивый шестиклассник, до этого стабильно успешный в престижной гимназии, первый раз неудачно отвечает у доски. В результате — острое развитие панического состояния. Ребенок не мог досидеть до конца уроков — было стыдно, не мог смотреть одноклассникам в глаза. Сославшись на головную боль, ушел домой. Дома плакал, поднялась температура. Наутро и в последующие дни категорически отказался идти в школу. Родители экстренно обратились в кризисную службу.

Ситуация вторая. Ученик девятого класса. С младших классов плохо обучаем. Формально переводится из класса в класс. К нему крайне негативно относятся одноклассники, считая его «вечным тормозом». Учителями, которые от него «откровенно устали», он также серьезно не воспринимается. В семье неблагополучная обстановка. Родители разводятся. Свои проблемы «срывают» на нем. При всех негативных обстоятельствах подросток не переживает никакого кризиса. Таким образом:

  • школьный кризис — это реакция ребенка на переживаемую только им ситуацию невозможности прежней школьной жизни;
  • школьный кризис многолик и может проявляться различным внешним поведением учащегося;
  • родители, учителя и специалисты по кризису часто по-разному воспринимают и распознают школьный кризис;
  • психологическая диагностика кризиса — компетенция психологов;
  • психотерапевты и психиатры выявляют нервно-психические последствия кризисов.

До недавнего времени большинство исследований последствий буллинга включали короткие периоды наблюдения, что делало невозможным определить, является ли издевательство причиной или следствием проблем со здоровьем. Было обнаружено, что дети, ставшие жертвами издевательств, более подвержены развитию простудных заболеваний или психосоматических проблем (головные боли, боли в животе или проблемы со сном) [196]. При сравнении монозиготных близнецов было обнаружено, что проблемы интернализации со временем усиливались только у тех, над кем издевались, что дает убедительные доказательства того, что запугивание, а не другие факторы, объясняет рост проблем интернализации. Кроме того, жертвы издевательств подвергаются значительно более высокому риску несуицидальных деструкций или мыслей о самоубийстве в подростковом возрасте [237]. Кроме того, было обнаружено, что издевательства в начальной школе предсказывают как пограничные личностные симптомы, так и психотические переживания. Виктимизация сверстников в детстве, особенно если она хроническая или тяжелая, связана с психотическими симптомами в раннем подростковом возрасте. Эти результаты дополнительно подтверждают значимость психосоциальных факторов в этиологии психотических симптомов в неклинических группах населения, которые могут повышать риск психотических расстройств у взрослых [298].

Таким образом, буллинг — это многогранная проблема, которую лучше всего понять в более широком социальном контексте, в котором она возникает. Стремление к насилию над более слабыми сверстниками возникает у учащихся, воспитывающихся в семьях, поощряющих насилие. Оно процветает в школах, где учителя игнорируют или отвергают издевательства, в школах с неблагоприятным климатом и учениками, общающимися с хулиганами и поддерживающими хулиганов. Эти социальные контексты необходимо учитывать для прекращения или ограничения издевательств над учеником со стороны сверстников [185].

2.5.4. Синдром уходов и бродяжничества

Синдром уходов и бродяжничества не имеет четкого нозологического прикрепления. В ICD-10 [326], например, в рубрике F91 «Расстройства поведения» одним из его признаков указаны побеги из дома родителей или замещающих их людей, по меньшей мере, дважды или единожды, но больше чем на одну ночь. H. Stutte [314], занимавшийся этой проблемой в 50–60-х годах прошлого века, отмечал, что данный синдром, генетически весьма многозначный, установлен у 0,5% 10–11-летних школьников Гамбурга. По другому определению, «симптомокомплекс уходов и бродяжничества в детско-подростковом возрасте определяется развитием нарушений поведения в тесной зависимости с утрированными проявлениями возрастных кризов при наличии разной степени выраженности аффективных расстройств и сопровождается практически полной (примерно 80%) школьной дезадаптацией и высокой частотой асоциальных действий (70% этих детей и подростков состоят на учете в детской комнате полиции)» [69]. Причины уходов и бродяжничества бывают социальные, биологические, смешанные. Микросоциальные причины прежде всего связаны с семейным неблагополучием. Сюда можно отнести разводы, жестокое обращение, отчуждение и отторжение детей со стороны семьи. В странах с высоким расслоением общества появление беспризорных и безнадзорных детей и подростков на фоне развлекательных комплексов, торговых центров, крупных универмагов стало феноменом, бросающимся в глаза окружающих. К биологическим причинам можно отнести резидуально-органическое поражение ЦНС, психическое недоразвитие, шизотипическое расстройство. Синдром имеет и гендерные особенности. У мальчиков он манифестирует раньше (в дошкольном, раннем школьном возрасте — 5–7 лет) и носит протестный, оппозиционный характер. У девочек синдром появляется позже, около 8–9 лет, и сразу же принимает характер неодолимого влечения. Асоциальные формы поведения здесь выражены ярче, как правило, имеется тесная связь с аффективными нарушениями, преимущественно депрессивными с дисфорической окраской [69, 88].

По H. Stutte [314], c психогенетической точки зрения можно разграничить взаимно перекрывающиеся формы побега, школьного прогула и бродяжничества.

  • Побег как симптом беспризорности при недостаточном надзоре, педагогической запущенности. Дети испытывают скуку, отвращение к труду, обладают признаками эмоциональной неустойчивости, несдержанности.
  • Побег как протестная реакция против чрезмерных требований в семье, жестокого воспитания, действительного или мнимого предпочтения других братьев и сестер.
  • Побег как реакция тревоги. Связан со страхом наказания. Наблюдается у детей, воспитывающихся в условиях излишней строгости и требовательности.
  • Бродяжничество, обусловленное природной мечтательностью и фантазированием. Побег как импульсивное действие, средство дать выход своей энергии, побороть чувство собственной неполноценности.

Лечение. Психофармакологическая терапия обусловлена клиническими проявлениями основного заболевания. Основным методом лечения является психотерапия, которая включает поэтапную поведенческую психотерапию, проводимую с пациентом, и семейный поведенческий тренинг с его родителями. Наряду с психофармакологической терапией целесообразно назначение пациенту социально-трудовой реабилитации.