В качестве примера он приводит две школьные ситуации и две полярные реакции детей на них.
Ситуация первая. Благополучный и очень застенчивый шестиклассник, до этого стабильно успешный в престижной гимназии, первый раз неудачно отвечает у доски. В результате — острое развитие панического состояния. Ребенок не мог досидеть до конца уроков — было стыдно, не мог смотреть одноклассникам в глаза. Сославшись на головную боль, ушел домой. Дома плакал, поднялась температура. Наутро и в последующие дни категорически отказался идти в школу. Родители экстренно обратились в кризисную службу.
Ситуация вторая. Ученик девятого класса. С младших классов плохо обучаем. Формально переводится из класса в класс. К нему крайне негативно относятся одноклассники, считая его «вечным тормозом». Учителями, которые от него «откровенно устали», он также серьезно не воспринимается. В семье неблагополучная обстановка. Родители разводятся. Свои проблемы «срывают» на нем. При всех негативных обстоятельствах подросток не переживает никакого кризиса. Таким образом:
- школьный кризис — это реакция ребенка на переживаемую только им ситуацию невозможности прежней школьной жизни;
- школьный кризис многолик и может проявляться различным внешним поведением учащегося;
- родители, учителя и специалисты по кризису часто по-разному воспринимают и распознают школьный кризис;
- психологическая диагностика кризиса — компетенция психологов;
- психотерапевты и психиатры выявляют нервно-психические последствия кризисов.
До недавнего времени большинство исследований последствий буллинга включали короткие периоды наблюдения, что делало невозможным определить, является ли издевательство причиной или следствием проблем со здоровьем. Было обнаружено, что дети, ставшие жертвами издевательств, более подвержены развитию простудных заболеваний или психосоматических проблем (головные боли, боли в животе или проблемы со сном) [196]. При сравнении монозиготных близнецов было обнаружено, что проблемы интернализации со временем усиливались только у тех, над кем издевались, что дает убедительные доказательства того, что запугивание, а не другие факторы, объясняет рост проблем интернализации. Кроме того, жертвы издевательств подвергаются значительно более высокому риску несуицидальных деструкций или мыслей о самоубийстве в подростковом возрасте [237]. Кроме того, было обнаружено, что издевательства в начальной школе предсказывают как пограничные личностные симптомы, так и психотические переживания. Виктимизация сверстников в детстве, особенно если она хроническая или тяжелая, связана с психотическими симптомами в раннем подростковом возрасте. Эти результаты дополнительно подтверждают значимость психосоциальных факторов в этиологии психотических симптомов в неклинических группах населения, которые могут повышать риск психотических расстройств у взрослых [298].
Таким образом, буллинг — это многогранная проблема, которую лучше всего понять в более широком социальном контексте, в котором она возникает. Стремление к насилию над более слабыми сверстниками возникает у учащихся, воспитывающихся в семьях, поощряющих насилие. Оно процветает в школах, где учителя игнорируют или отвергают издевательства, в школах с неблагоприятным климатом и учениками, общающимися с хулиганами и поддерживающими хулиганов. Эти социальные контексты необходимо учитывать для прекращения или ограничения издевательств над учеником со стороны сверстников [185].