2. Диагностика заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний), медицинские показания и противопоказания к применению методов диагностики
Перед началом проведения исследования слуха необходимо выполнить отоскопию. Диагностика СНТ у детей раннего возраста основана на результатах объективных методов аудиологического обследования — регистрации различных классов ОАЭ, КСВП, ASSR-теста, акустической импедансометрии, а также оценке поведенческих реакций ребенка на неречевые и речевые акустические стимулы. У детей старшего дошкольного и школьного возраста состояние слуховой функции дополнительно можно оценивать и с применением тональной пороговой аудиометрии, надпороговых тестов, речевой аудиометрии.
Критерии установления сенсоневральной тугоухости у детей:
- Выявление при универсальном аудиологическом скрининге новорожденных с подозрением на тугоухость, анамнестические данные об отсутствии или изменении поведенческих реакций ребенка на звуки, задержка, нарушение речевого развития, жалобы на снижение слуха, наличие факторов риска по тугоухости и глухоте.
- Нормальная отоскопическая картина.
- Повышение порогов регистрации КСВП и/или изменение морфологии пиков КСВП (регистрация МП при аудитороной (слуховой) нейропатии), повышение порогов слуха по данным ASSR-теста, отсутствие регистрации ОАЭ (возможна регистрация ОАЭ при аудиторной (слуховой) нейропатии); повышение порогов слышимости по данным тональной пороговой аудиометрии или других тестов оценки слуховой функции по типу нарушения звуковосприятия.
Программа универсального аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни
Рекомендуется проведение аудиологического скрининга всем новорожденным в первые дни жизни с целью раннего выявления врожденной СНТ [8, 16, 17].
Комментарии: Золотым рекомендованным стандартом для детей, родившимся доношенными, является:
- скрининговое исследование слуха у всех новорожденных в возрасте до 1 месяца (1 этап скрининга);
- подтверждающая аудиологическая диагностика детей, выявленных аудиологическим скринингом, в возрасте до 3 месяцев (2 этап скрининга);
- начало индивидуальной программы (ре)абилитации детям с подтвержденной тугоухостью в возрасте до 6 месяцев.
В России программа универсального аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни реализуется с 2008 года на государственном уровне [17–20]. Протокол программы предписывает на 1-м этапе проведение всем новорожденным регистрацию ОАЭ на 3–4-е сутки жизни в родильном доме. В случае, если ребенок переводится в отделение патологии новорожденных, 1-й этап скрининга проводится при выписке из этого отделения. В случае отсутствия четкого ответа на одно или оба уха ребенку проводят повторную регистрацию ОАЭ в поликлинике в 1 месяц. Также в поликлинике проходят 1‑й этап скрининга дети, у которых отсутствуют данные о проведении аудиологического скрининга, не проходившие скрининг в родильном доме и дети, рожденные вне родовспомогательного учреждения.
По результатам тестирования в поликлинике дети с незарегистрированной ОАЭ на одном или обоих ушах направляются на 2-й этап в специализированные сурдологические центры/кабинеты для проведения расширенного аудиологического обследования в возрасте до 3 месяцев. Также на 2-м этапе должны быть обследованы дети со следующими факторами риска по тугоухости вне зависимости от результатов 1-го этапа:
- Наличие ближайших родственников, имеющих нарушения слуха с детства.
- Синдромы, ассоциированные с нарушением слуха.
- Челюстно-лицевые аномалии (за исключением ушных привесков, изолированной расщелины верхней губы).
- Внутриутробные инфекции (ЦМВИ, краснуха, токсоплазмоз, сифилис).
- Пребывание в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных более 48 часов.
- Недоношенность 32 недели и менее или очень низкая масса тела (менее 1500 г) при рождении.
- Тяжелая гипербилирубинемия (требующая заместительного переливания крови).
- Тяжелое гипоксически-ишемическое/геморрагическое поражение центральной нервной системы (ЦНС).
- Применение ототоксических препаратов.
Законный представитель должен получать информацию о ключевых этапах развития слуха, речи и языка, а также информацию о факторах риска развития прогрессирующей или отсроченной тугоухости. В случае возникновения задержки развития слуховых реакций, задержки речевого развития у ребенка на любом этапе он должен быть направлен на соответствующее возрасту исследование слуха.