2.5. Иные диагностические исследования
Рекомендуется пациентам с выявленной тугоухостью неясной этиологии и/или односторонней тугоухостью проведение компьютерной томографии (КТ) височных костей (с шагом не более 0,6 мм) для исключения аномалий развития внутреннего уха, изменений внутреннего слухового прохода и оссификации лабиринта, и по показаниям проведение магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного мозга (мостомозжечковый угол) и внутреннего уха — для исключения гипо/аплазии и объемных образований слухового нерва [39–44], фиброзной облитерации и ликворных свищей лабиринта, и поражений центральных отделов слухового анализатора.
Комментарии: Методы трехмерной визуализации являются основными в диагностике пороков развития слухового анализатора, требующих особой программы реабилитации.
Рекомендовано проведение оценки слухоречевого, когнитивного и коммуникативного развития ребенка с нарушением слуха с целью оценки общего развития ребенка [45–50].
Комментарии: Оценку слухоречевого развития ребенка проводит сурдопедагог с использованием одного или нескольких опросников. Опросники должны соответствовать возрасту, уровню развития ребенка и цели тестирования, возможно применять следующие шкалы [45–50]:
- Оценка слухового поведения ребенка раннего возраста (LittlEARS).
- Шкала «Уровни развития слухового восприятия у ребенка с нарушением слуха».
- Шкала «Уровни разборчивости речи ребенка с нарушением слуха».
- PEACH (Родительские наблюдения за слухоречевым развитием ребенка).
- Макартуровский опросник для оценки лексического развития.
Сурдопедагогическое тестирование включает оценку слухового восприятия звуков речи у ребенка с использованием метода наблюдений и формализованных тестов батареи тестов «Оценка слухоречевого развития ребенка с КИ/СА» (EARS), а также речевого, языкового и коммуникативного развития ребенка [45].
Оценку общего развития ребенка, в том числе когнитивного, коммуникативного, проводится специалистом (предпочтительно психологом), для этой цели возможно использовать нижеперечисленные анкеты [51–56]:
- Шкала KID для оценки развития ребенка до 16 месяцев.
- Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка от 1 года 2 мес. до 3 лет 6 мес.
- Анкета M-CHATдля детей в возрасте от 16 до 30 месяцев, направленная на оценку способов коммуникации и взаимодействия.
- Тест Векслера для оценки уровня интеллектуального развития детей старше 4 лет.
- Матрица Равена для оценки уровня интеллектуального развития детей старше 5 лет.
Для выявления дополнительных нарушений развития ребенка и построения индивидуальной программы слуховой (ре)абилитации рекомендуется использование одного или нескольких опросников и тестов. Результаты оценки в дальнейшем могут быть использованы при динамическом наблюдении пациента для оценки эффективности слуховой (ре)абилитации.
Рекомендуется консультирование ребенка врачом-педиатром, при необходимости другими специалистами (врачом-неврологом, врачом-офтальмологом, врачом-генетиком, врачом-кардиологом, врачом-нефрологом, медицинским психологом, врачом-психиатром и другими) для выявления дополнительных нарушений развития, влияющих на эффективность (ре)абилитации ребенка с нарушением слуха [17, 57, 58].
Комментарии: 24–40% детей с нарушением слуха имеют дополнительные расстройства, влияющие на эффективность его (ре)абилитации [17, 57, 58]. Программа (ре)абилитации ребенка с нарушением слуха должна быть комплексной и учитывать различные потребности ребенка.