только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 3 / 9
Страница 13 / 24

Нейросенсорная тугоухость у детей

2.5. Иные диагностические исследования

Рекомендуется пациентам с выявленной тугоухостью неясной этиологии и/или односторонней тугоухостью проведение компьютерной томографии (КТ) височных костей (с шагом не более 0,6 мм) для исключения аномалий развития внутреннего уха, изменений внутреннего слухового прохода и оссификации лабиринта, и по показаниям проведение магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного мозга (мостомозжечковый угол) и внутреннего уха — для исключения гипо/аплазии и объемных образований слухового нерва [39–44], фиброзной облитерации и ликворных свищей лабиринта, и поражений центральных отделов слухового анализатора.

Комментарии: Методы трехмерной визуализации являются основными в диагностике пороков развития слухового анализатора, требующих особой программы реабилитации.

Рекомендовано проведение оценки слухоречевого, когнитивного и коммуникативного развития ребенка с нарушением слуха с целью оценки общего развития ребенка [45–50].

Комментарии: Оценку слухоречевого развития ребенка проводит сурдопедагог с использованием одного или нескольких опросников. Опросники должны соответствовать возрасту, уровню развития ребенка и цели тестирования, возможно применять следующие шкалы [45–50]:

  • Оценка слухового поведения ребенка раннего возраста (LittlEARS).
  • Шкала «Уровни развития слухового восприятия у ребенка с нарушением слуха».
  • Шкала «Уровни разборчивости речи ребенка с нарушением слуха».
  • PEACH (Родительские наблюдения за слухоречевым развитием ребенка).
  • Макартуровский опросник для оценки лексического развития.

Сурдопедагогическое тестирование включает оценку слухового восприятия звуков речи у ребенка с использованием метода наблюдений и формализованных тестов батареи тестов «Оценка слухоречевого развития ребенка с КИ/СА» (EARS), а также речевого, языкового и коммуникативного развития ребенка [45].

Оценку общего развития ребенка, в том числе когнитивного, коммуникативного, проводится специалистом (предпочтительно психологом), для этой цели возможно использовать нижеперечисленные анкеты [51–56]:

  • Шкала KID для оценки развития ребенка до 16 месяцев.
  • Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка от 1 года 2 мес. до 3 лет 6 мес.
  • Анкета M-CHATдля детей в возрасте от 16 до 30 месяцев, направленная на оценку способов коммуникации и взаимодействия.
  • Тест Векслера для оценки уровня интеллектуального развития детей старше 4 лет.
  • Матрица Равена для оценки уровня интеллектуального развития детей старше 5 лет.

Для выявления дополнительных нарушений развития ребенка и построения индивидуальной программы слуховой (ре)абилитации рекомендуется использование одного или нескольких опросников и тестов. Результаты оценки в дальнейшем могут быть использованы при динамическом наблюдении пациента для оценки эффективности слуховой (ре)абилитации.

Рекомендуется консультирование ребенка врачом-педиатром, при необходимости другими специалистами (врачом-неврологом, врачом-офтальмологом, врачом-генетиком, врачом-кардиологом, врачом-нефрологом, медицинским психологом, врачом-психиатром и другими) для выявления дополнительных нарушений развития, влияющих на эффективность (ре)абилитации ребенка с нарушением слуха [17, 57, 58].

Комментарии: 24–40% детей с нарушением слуха имеют дополнительные расстройства, влияющие на эффективность его (ре)абилитации [17, 57, 58]. Программа (ре)абилитации ребенка с нарушением слуха должна быть комплексной и учитывать различные потребности ребенка.