только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 3 / 10
Страница 23 / 30

Черепно-мозговая травма у детей

4. Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение, медицинские показания и противопоказания к применению методов медицинской реабилитации, в том числе основанных на использовании природных лечебных факторов

Цель реабилитации — максимально скорое возможное восстановление утраченной функции, и повышение качества жизни как ребенка, так и членов его семьи [69, 70].

В рамках ранней реабилитации принципиально важно выявление основного патогенетического звена, препятствующего дальнейшему восстановлению [26, 71]. Принципиальное значение имеет возрастной аспект. Чем младше ребенок, тем больше отличий в комплексе реабилитационных мероприятий, где на первый план выдвигается чрезвычайно сложная задача: восстановить условия для дальнейшего развития двигательных и когнитивных функций.

Патогенетическое воздействие повреждающего фактора на организм растущего ребенка должно постоянно перепроверяться, а цели и задачи реабилитации — постоянно уточняться для того, чтобы облегчить прохождение соответствующих этапов развития и восстановления. Это обуславливает необходимость регулярных мультидисциплинарных обсуждений в процессе реабилитации, особенно в раннем периоде, когда процессы спонтанного восстановления наиболее выражены [6, 8, 12, 26].

Реабилитация должна опираться на сохранные функции пациента (M.Dimitrijevic, 2012 г.) Обязательным в реабилитации детей с последствиями тяжелой ЧМТ является использование Международной классификации функционирования для оценки степени нарушенных функций, определения прогноза восстановления и постановки реабилитационного диагноза [6].

Рекомендуется проведение комплексной этапной реабилитации детям, перенесшим тяжелую черепно-мозговую травму, после стабилизации и восстановления витальных функций [69, 72, 73].

Реабилитацию рекомендовано начинать как можно раньше в острейшем и остром периодах ЧМТ в реанимации, продолжаться в палате интенсивной терапии нейрохирургического/ травматологического отделения, на койках специализированного отделения (первый-ранний этап реабилитации при V–IV уровнях курации) [6, 8, 26, 74–79].

Комментарии: После выписки из первичного стационара реабилитация продолжается на втором этапе в условиях круглосуточного отделения\центра для пациентов с повреждениями ЦНС (второй этап реабилитации — при III–IV уровнях курации). Третий этап реабилитации проводится в условиях амбулаторного реабилитационного отделения, реабилитационного дневного стационара, в форме дистанционной реабилитации. Для каждого этапа характерны свои цели, задачи, состав мультидисциплинарной команды [6, 8].

Рекомендуется включать в мультидисциплинарную команду специалистов двигательной и когнитивной реабилитации, в т.ч. педагога-дефектолога [79].

Рекомендуется на всех этапах с учетом преемственности и определения реабилитационного потенциала формировать индивидуализированную реабилитационнаю программу с учетом перспективных для реабилитации патофизиологических механизмов [1–4, 71, 72, 79, 80].

Для оценки реабилитационного потенциала и результатов реабилитационного лечения на всех этапах восстановления рекомендовано применение специальных шкал, оценивающих степень нарушения (восстановления) функций нервной системы. В настоящее время используются шкалы, которые позволяют оценить разные стороны реабилитационного процесса. В нейрореабилитации и нейрохирургии шкалы используются шкала комы Глазго (Приложения Г1, Г2), шкала исходов Глазго (Приложения Г6, Г7) и др. Использование этого набора шкал позволяет оценить как исходное состояние, так и результаты реабилитации [12, 26].