Приложение В1. Памятка для пациента с приступом боли в лице
Появление и усиление боли связано не только с неврологическими, но и психологическими аспектами. В теле постоянно происходят различные процессы. Одни ощущения мы интерпретируем как безопасные, терпимые (зуд, легкая боль в мышцах), не заостряем на них внимания и продолжаем привычную деятельность, другие — могут показаться незнакомыми, вызывать тревогу, опасения, что привлекает наше внимание и усиливает их характер.
Эмоции (тревога, гнев, грусть), связанные с оценкой ощущений в теле, могут усиливать боль. Интенсивность физической боли (возникающей в результате механического повреждения) зависит от направленного на нее внимания, поэтому важно выполнять упражнения, которые нацелены на переключение произвольного внимания и релаксацию.
Перфекционизм — убежденность в том, что идеал достижим, а любое несоответствие ему неправильно или неприятно. Перфекционисты более чувствительны к боли, поскольку проявляют нетерпимость к любым отклонениям от привычного самоощущения, перепроверяют свое состояние (не болит ли голова, какое сейчас ощущение в лице). Подобные перепроверки требуют переключения внимания.
&hide_Cookie=yes)
Упражнение 1.
- Сядьте прямо или лягте на спину.
- Руку положите на живот.
- Вдыхайте воздух глубоко через нос, при этом рука на животе должна подниматься (грудь — незначительно).
- Выдыхайте через рот.
- Постарайтесь сосредоточиться на дыхании.
- Какие-то мысли приходят Вам на ум — просто фиксируйте их «Я подумал о ..» (это касается и внимания к дискомфортным ощущениям в области лица).
- Возвращайтесь к наблюдению за дыханием.
Упражнение 2.
- Найдите 5 предметов, на которые Вы не обращали внимания раньше.
- Пробуйте услышать 4 звука, которые Вас окружают.
- Нащупайте 3 поверхности: что это за материал? какой он на ощупь (твердый, мягкий, холодный, теплый, гладкий, рельефный)?
- Почувствуйте 2 запаха (можно понюхать аромат, который Вас успокаивает).
- Почувствуйте 1 вкус: какой он?
Упражнение 3.
- Важно уметь отвлекаться не только с помощью техник, но и повседневных дел.
- Проверьте свое расписание дня.
- Заполните свободное время интересными занятиями.
- В момент выполнения заданий сосредоточьтесь на процессе их выполнения, а не на оценке своей работы или своих ощущений в данный момент.