только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 16 / 21
Страница 16 / 17

Приложение В. Информация для пациента

Рекомендации при выполнении гимнастики тай-чи:

  1. Сочетайте глубокое дыхание с медленными и ритмичными движениями.
  2. Используйте баланс на одной ноге, смещение веса, контролируемое смещение центра масс, шаги в разных направлениях и сложные последовательности движений.
  3. Стремитесь выполнять большую амплитуду движений.

Рекомендации по моторному обучению

  1. Определите для себя цель и место занятий.
  2. Стремитесь к многократному повторению с учетом ваших личных физических возможностей.
  3. Дополняйте зрительными и слуховыми стимулами (подсказками).
  4. Постепенно увеличивайте сложность выполнений движений, а также когнитивную вовлеченность, например, при обучении двойным когнитивным задачам.
  5. Сконцентрируйте внимание на обучении, выполняйте целенаправленно и осознанно.
  6. Чередуйте обучение и отдых.
  7. Рассмотрите возможность создания мысленных образов во время обучения. Однако, проблемы моторного обучения может быть очевидными даже на ранних стадиях заболевания в связи с появлением регуляторных когнитивных нарушений, которые снижают рабочую память, внимание, планирование, переключение программ, многозадачность и инициирование действий. Кроме того, тревога, депрессия или усталость влияют на способность к моторному обучению.

Эффективность моторного обучения с двойной когнитивной задачей еще не оценивалось в исследованиях. В связи с этим, рекомендации не имеют доказательную базу. Тем не менее, экспериментальные наблюдения показали, что при обучении пациенты без когнитивных нарушений должны уделять приоритетное внимание процессу ходьбе уменьшая внимание к двойной когнитивной задаче. Это важно, поскольку в повседневной жизни трудно избежать двойных когнитивных задач. Более того, экспериментальные наблюдения показали улучшение ходьбы с двойной когнитивной задачей после моторного обучения в виде тренинга ходьбы с двойной когнитивной задачей с использованием зрительных стимулов, а именно применение тредмил-тренинга с виртуальными зрительными препятствиями и с использованием концентрации внимания на длине шага в сопровождении слухового стимула или без него. Во время тренинга ходьбы пациенты должны стремится улучшить скорость ходьбы и длину шага, применяя зрительные или слуховые стимулы, одновременно выполняя различные двойные двигательные или когнитивные задачи.

Примеры выполнения когнитивных задач:

  • На скорость речи: например, попросите пациента назвать города, начинающиеся с определенной буквы.
  • На выбор и принятие решений: например, попросите пациента изменить направление ходьбы вправо, когда вы говорите слово «желтый», и остановиться, когда вы говорите — «красный».
  • На рабочую память: например, попросите пациентов поделить на три, начиная с 90.
  • На ментальное отслеживание: например, расскажите пациенту историю, и попросите его посчитать, сколько раз было произнесено определенное слово.
  • На скорость реакции: например, попросите пациента описать определенный маршрут или как были проведены прошлые выходные во время ходьбы, перенос подноса со стаканами, наполненными водой, сбор предметов с пол.

Рекомендации по обучению компенсаторным стратегиям

  1. Примеры сигнальных ориентиров:
    • зрительный: ходьба по полоскам на полу;
    • слуховой: ходьба под ритм метронома или любимую музыку пациента, например, с помощью смартфона;
    • тактильные: ходьба в ритме вибрации вибрирующего браслета.
  2. Ориентир частота шагов:
    • определите среднюю частоту шагов по шкале;
    • для увеличения дистанции ходьбы (особенно за пределами дома) при отсутствии застываний: ориентир частоты шагов от 10% и выше средней частоты шагов;
    • для улучшения устойчивости ходьбы во время сложных действий, в основном в доме: ориентир частоты шагов от 15% и ниже средней частоты шагов;
    • для улучшения застываний при ходьбе: ориентир частоты шагов до 10% ниже средней частоты шагов.
  3. Примеры стратегий концентрации внимания
    • думать о большой длине шага;
    • Применять сигнальный ориентир при ходьбе;
    • делать широкий поворот при ходьбе;
    • подъем коленей высоко вверх при ходьбе.
  4. Примеры стратегий концентрации внимания для инициации движения:
    • покачивание слева направо перед началом ходьбы;
    • комбинирование покачивания с визуализацией большой длины шага;
    • сделайте шаг назад перед тем, как начать идти;
    • резкий подъем рук вперед («указывая направление»);
    • при повороте в кровати: раскачивая туловище с согнутыми коленями слева направо перед переворотом;
    • при вставании со стула: раскачивание туловища вперед и назад перед тем, как встать со стула.

Рекомендации по стратегии сложных последовательных движений

  1. Определите для себя цель и место занятий.
  2. Стремитесь к многократному повторению с учетом ваших личных физических возможностей.
  3. Дополняйте зрительными и слуховыми стимулами (подсказками).
  4. Тренируйтесь в месте, где существуют ограничения повседневной активности (чаще в домашней обстановке).
  5. Что нужно учитывать:
    • соблюдать отработанную активность; анализировать ограничения в движениях;
    • определите наиболее оптимальные (обычно от четырех до шести) компоненты движения;
    • проанализировать последовательность компонентов: используя стимулы, сопровождая визуализацией;
    • иметь физическую возможность выполнять выбранные компоненты последовательных движений;
    • необходимо отрепетировать выбранные компоненты последовательных движений вслух;
    • необходимо применять визуализацию компонентов последовательных движений;
    • необходимо выполняя выполнить компоненты последовательных движений с концентрацией внимания.