Рекомендации при выполнении гимнастики тай-чи:
- Сочетайте глубокое дыхание с медленными и ритмичными движениями.
- Используйте баланс на одной ноге, смещение веса, контролируемое смещение центра масс, шаги в разных направлениях и сложные последовательности движений.
- Стремитесь выполнять большую амплитуду движений.
Рекомендации по моторному обучению
- Определите для себя цель и место занятий.
- Стремитесь к многократному повторению с учетом ваших личных физических возможностей.
- Дополняйте зрительными и слуховыми стимулами (подсказками).
- Постепенно увеличивайте сложность выполнений движений, а также когнитивную вовлеченность, например, при обучении двойным когнитивным задачам.
- Сконцентрируйте внимание на обучении, выполняйте целенаправленно и осознанно.
- Чередуйте обучение и отдых.
- Рассмотрите возможность создания мысленных образов во время обучения. Однако, проблемы моторного обучения может быть очевидными даже на ранних стадиях заболевания в связи с появлением регуляторных когнитивных нарушений, которые снижают рабочую память, внимание, планирование, переключение программ, многозадачность и инициирование действий. Кроме того, тревога, депрессия или усталость влияют на способность к моторному обучению.
Эффективность моторного обучения с двойной когнитивной задачей еще не оценивалось в исследованиях. В связи с этим, рекомендации не имеют доказательную базу. Тем не менее, экспериментальные наблюдения показали, что при обучении пациенты без когнитивных нарушений должны уделять приоритетное внимание процессу ходьбе уменьшая внимание к двойной когнитивной задаче. Это важно, поскольку в повседневной жизни трудно избежать двойных когнитивных задач. Более того, экспериментальные наблюдения показали улучшение ходьбы с двойной когнитивной задачей после моторного обучения в виде тренинга ходьбы с двойной когнитивной задачей с использованием зрительных стимулов, а именно применение тредмил-тренинга с виртуальными зрительными препятствиями и с использованием концентрации внимания на длине шага в сопровождении слухового стимула или без него. Во время тренинга ходьбы пациенты должны стремится улучшить скорость ходьбы и длину шага, применяя зрительные или слуховые стимулы, одновременно выполняя различные двойные двигательные или когнитивные задачи.
Примеры выполнения когнитивных задач:
- На скорость речи: например, попросите пациента назвать города, начинающиеся с определенной буквы.
- На выбор и принятие решений: например, попросите пациента изменить направление ходьбы вправо, когда вы говорите слово «желтый», и остановиться, когда вы говорите — «красный».
- На рабочую память: например, попросите пациентов поделить на три, начиная с 90.
- На ментальное отслеживание: например, расскажите пациенту историю, и попросите его посчитать, сколько раз было произнесено определенное слово.
- На скорость реакции: например, попросите пациента описать определенный маршрут или как были проведены прошлые выходные во время ходьбы, перенос подноса со стаканами, наполненными водой, сбор предметов с пол.
Рекомендации по обучению компенсаторным стратегиям
- Примеры сигнальных ориентиров:
- зрительный: ходьба по полоскам на полу;
- слуховой: ходьба под ритм метронома или любимую музыку пациента, например, с помощью смартфона;
- тактильные: ходьба в ритме вибрации вибрирующего браслета.
- Ориентир частота шагов:
- определите среднюю частоту шагов по шкале;
- для увеличения дистанции ходьбы (особенно за пределами дома) при отсутствии застываний: ориентир частоты шагов от 10% и выше средней частоты шагов;
- для улучшения устойчивости ходьбы во время сложных действий, в основном в доме: ориентир частоты шагов от 15% и ниже средней частоты шагов;
- для улучшения застываний при ходьбе: ориентир частоты шагов до 10% ниже средней частоты шагов.
- Примеры стратегий концентрации внимания
- думать о большой длине шага;
- Применять сигнальный ориентир при ходьбе;
- делать широкий поворот при ходьбе;
- подъем коленей высоко вверх при ходьбе.
- Примеры стратегий концентрации внимания для инициации движения:
- покачивание слева направо перед началом ходьбы;
- комбинирование покачивания с визуализацией большой длины шага;
- сделайте шаг назад перед тем, как начать идти;
- резкий подъем рук вперед («указывая направление»);
- при повороте в кровати: раскачивая туловище с согнутыми коленями слева направо перед переворотом;
- при вставании со стула: раскачивание туловища вперед и назад перед тем, как встать со стула.
Рекомендации по стратегии сложных последовательных движений
- Определите для себя цель и место занятий.
- Стремитесь к многократному повторению с учетом ваших личных физических возможностей.
- Дополняйте зрительными и слуховыми стимулами (подсказками).
- Тренируйтесь в месте, где существуют ограничения повседневной активности (чаще в домашней обстановке).
- Что нужно учитывать:
- соблюдать отработанную активность; анализировать ограничения в движениях;
- определите наиболее оптимальные (обычно от четырех до шести) компоненты движения;
- проанализировать последовательность компонентов: используя стимулы, сопровождая визуализацией;
- иметь физическую возможность выполнять выбранные компоненты последовательных движений;
- необходимо отрепетировать выбранные компоненты последовательных движений вслух;
- необходимо применять визуализацию компонентов последовательных движений;
- необходимо выполняя выполнить компоненты последовательных движений с концентрацией внимания.