Оригинальное название: The Montreal Cognitive Assessment (MoCA-test).
Источник: www.mocatest.org
Тип: Шкала оценки.
Назначение: Выявление (скрининг) и оценка тяжести когнитивного расстройства.
Шаблон:
ФИО: ___________________________________________________________________
Образование: _____________________________________________________________
Дата рождения: ___________________________________________________________
Дата обследования: ________________________________________________________
&hide_Cookie=yes)
&hide_Cookie=yes)
Методика обследования и оценка результатов
Монреальская шкала когнитивной оценки (МоСА) разработана для быстрого скрининга мягких когнитивных нарушений. Она оценивает различные когнитивные функции: внимание и концентрацию, исполнительные функции, память, речь, оптико- пространственную деятельность, концептуальное мышление, счет и ориентированность. Обследование пациента при помощи МоСА занимает приблизительно 10 минут. Максимальное количество баллов — 30;
Норма — 26 и больше.
- Черчение ломаной линии:
Методика: Обследуемого просят: «Нарисуйте линию от цифры к букве в порядке увеличения. Начните здесь (указать на (1)) и проведите линию от 1 к А, а затем к 2 и так далее. Закончите здесь (указать на (Д)).
Оценка: Поставьте один балл, если обследуемый правильно соединяет знаки в следующем порядке: 1-А-2-Б-3-В-4-Г-5-Д так, чтобы линии не пересекались. Любая ошибка, не исправленная немедленно самостоятельно, оценивается как 0.
- Оптико-пространственная деятельность (куб):
Методика: Дают следующие инструкции, указывая на куб: «Аккуратно перерисуйте эту фигуру на пустом пространстве под ней».
Оценка: За правильно перерисованную фигуру ставят один балл:
- фигура должна быть трехмерной;
- должны быть нарисованы все линии;
- не должно быть лишних линий;
- линии должны быть относительно параллельны и незначительно отличаться по длине (принимается рисунок прямоугольной призмы).
Задание не засчитывается, если не выполнено какое-либо из вышеуказанных условий.
- Оптико-пространственная деятельность (часы):
Методика: Указывая на правую треть графы, дают следующие инструкции:
«Нарисуйте часы. Расставьте все цифры и нарисуйте стрелки так, чтобы часы показывали десять минут двенадцатого».
Оценка: За выполнение каждого из условий дают 1 балл:
- контур (1 б): циферблат должен быть круглым, возможно с погрешностями формы (например, слегка незамкнутым);
- цифры (1 б): должны быть все цифры циферблата и не должно быть лишних; цифры должны располагаться в правильном порядке и приблизительно в соответствии с квадрантами циферблата; допускаются римские цифры; цифры могут располагаться снаружи циферблата;
- стрелки (1 б): должно быть две стрелки, показывающие правильное время; часовая стрелка должна быть отчетливо короче минутной; стрелки должны сходиться внутри контура циферблата и пересекаться близко к его центру.
Балл за пункт не засчитывается, если не выполнено какое-либо из вышеуказанных условий.
- Называние:
Методика: Слева направо указывают на рисунок и просят: «Назовите это животное».
Оценка: За каждый ответ дают балл: (1) лев, (2) носорог, (3) верблюд.
- Память:
Методика: Называют 5 слов со скоростью одно слово в секунду и дают следующие инструкции: «Это тест для проверки памяти. Я прочитаю набор слов, которые нужно запомнить сейчас и вспомнить через некоторое время. Слушайте внимательно. После того как я закончу, назовите слова, которые вы запомнили. Порядок не имеет значения». Ставят отметку в графе под каждым словом, которое обследуемый называет при первой попытке. После того как обследуемый заканчивает перечислять слова (говорит, что не может вспомнить больше), список слов читают второй раз и дают следующие указания:
«Я прочитаю те же слова второй раз. Постарайтесь запомнить и назвать как можно больше слов, включая те, которые вы назвали в первый раз». Ставят знак в графе, соответствующей каждому слову, которое обследуемый называет при второй попытке.
В конце второй попытки обследуемому говорят: «Я попрошу вас назвать эти же слова в конце обследования».
Оценка: За первую и вторую попытку не дают баллов.
- Внимание:
Называние чисел в прямом порядке:
Методика: Дают следующие указания: «Я назову несколько чисел, а потом вы должны повторить их за мной». Называют пять чисел со скоростью одно число в секунду.
Называние чисел в обратном порядке:
Методика: Дают следующие указания: «Сейчас я назову еще несколько чисел, а потом вам нужно будет их назвать в обратном порядке». Называют три числа со скоростью одно число в секунду.
Оценка: Дают один балл за каждую правильно повторенную последовательность (N.B.: правильный ответ для чисел в обратном порядке — 2-4-7).
Реакция
Методика: Читают последовательность букв со скоростью одна буква в секунду и дают следующие указания: «Я прочитаю ряд букв. Каждый раз, когда я буду называть букву А, нужно будет один раз хлопнуть рукой по столу. Когда я буду называть другие буквы, хлопать по столу не нужно».
Оценка: Дают 1 балл, если задание выполнено без ошибок или с одной ошибкой (ошибка — хлопок не на ту букву или отсутствие хлопка на букву А).