только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 18 / 21
Страница 5 / 13

Приложение Г1. Унифицированная шкала оценки болезни Паркинсона международного общества расстройств движений (MDS UPDRS)

0. Норма: Нет проблем.

1. Очень легкие нарушения: Я пишу медленно, неловко, неуклюже, но все слова понятны.

2. Очень легкие нарушения: Некоторые слова непонятны и их сложно прочитать.

3. Умеренные нарушения: Много слов непонятны и трудно читаемы.

4. Тяжелые нарушения: Большинство слов или все слова не поддаются прочтению.

2.8. ЗАНЯТИЯ ХОББИ И ДРУГОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Испытывали ли Вы обычно за последнюю неделю трудности при занятии своим хобби или других действиях, которые Вам хотелось бы выполнить?

0. Норма: Нет проблем.

1. Очень легкие нарушения: Я немного медлителен, но легко справляюсь с этими занятиями.

2. Легкие нарушения: У меня возникают некоторые трудности при этих занятиях.

3. Умеренные нарушения: У меня возникают значительные трудности при этих занятиях, но с большинством из них я справляюсь.

4. Тяжелые нарушения: Я не справляюсь со всеми этими занятиями или большинством из них.

2.9. ПОВОРОТЫ В ПОСТЕЛИ

Испытывали ли Вы обычно за последнюю неделю затруднения при повороте в постели?

0. Норма: Нет проблем.

1. Очень легкие нарушения: У меня возникают некоторые затруднения при повороте в постели, но мне не требуется помощь.

2. Легкие нарушения: У меня возникают значительные затруднения при повороте в постели, и иногда требуется посторонняя помощь.

3. Умеренные нарушения: Чтобы повернуться в постели, мне часто требуется посторонняя помощь.

4. Тяжелые нарушения: Я не могу повернуться в постели без посторонней помощи.

2.10. ТРЕМОР

Испытывали ли Вы обычно за последнюю неделю дрожание?

0. Норма: Нет, у меня не бывает дрожания.

1. Очень легкий: Дрожание возникает, но не затрудняет каких-либо действий.

2. Легкий: Дрожание затрудняет только некоторые действия.

3. Умеренный: Дрожание затрудняет многие из моих повседневных действий.

4. Тяжелый: Дрожание затрудняет все или почти все действия.

2.11. ВСТАВАНИЕ С ПОСТЕЛИ, СИДЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ИЛИ ГЛУБОКОГО КРЕСЛА

Испытывали ли Вы обычно за последнюю неделю затруднения при вставании с постели, сидения автомобиля или глубокого кресла?

0. Норма: Нет проблем.

1. Очень легкие нарушения: Я встаю медленно или неуклюже, но обычно могу сделать это с первой попытки.

2. Легкие нарушения: Чтобы встать, мне требуется больше одной попытки или я изредка нуждаюсь в помощи.

3. Умеренные нарушения: Чтобы встать, мне время от времени нужна помощь, но в большинстве случаев я могу сделать это самостоятельно.

4. Тяжелые нарушения: Мне нужна помощь в большинстве случаев или всегда.

2.12. ХОДЬБА И ПОДДЕРЖАНИЕ РАВНОВЕСИЯ

Испытывали ли Вы обычно за последнюю неделю трудности с удержанием равновесия и ходьбой?

0. Норма: Нет проблем.

1. Очень легкие нарушения: Я немного замедлен или могу подтягивать ногу, но при ходьбе я никогда не использую вспомогательных средств.

2. Легкие нарушения: Я иногда использую вспомогательные средства при ходьбе, но не нуждаюсь в посторонней помощи.

3. Умеренные нарушения: Я обычно использую вспомогательные средства [трость или ходунки] при ходьбе, чтобы не упасть, но обычно не нуждаюсь в посторонней помощи.

4. Тяжелые нарушения: Мне обычно требуется поддержка другого человека, чтобы не упасть во время ходьбы.

2.13. ЗАСТЫВАНИЯ

Отмечали ли Вы обычно за последнюю неделю, что при ходьбе Вы внезапно останавливаетесь или застываете, как будто стопы приклеились к полу?

0. Норма: Нет проблем.

1. Очень легкие: У меня возникают кратковременные застывания, но я могу легко начать движение снова; я не нуждаюсь в помощи другого человека или во вспомогательных средствах (трости или ходунках) в связи с застываниями.

2. Легкие: У меня возникают застывания, и мне бывает трудно начать движение вновь, но я не нуждаюсь в посторонней помощи или во вспомогательных средствах (трости или ходунках) в связи с застываниями.

3. Умеренные: При застывании мне бывает очень трудно начать движение вновь, и из-за этого я иногда вынужден прибегать к помощи другого человека или к вспомогательным средствам.

4. Тяжелые: Из-за застываний большую часть времени или постоянно мне необходимы вспомогательные средства или посторонняя помощь.

Это конец опросника. В ходе опроса мы Вас могли спросить о проблемах, которых у Вас никогда не было и никогда не будет. Не у всех пациентов появляются все эти проблемы, но они возможны, поэтому каждому пациенту важно ответить на все задаваемые вопросы.

Благодарим Вас за Ваше время и внимательное заполнение опросника.

Часть III

ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

Введение: Данная часть шкалы предназначена для оценки двигательных симптомов БП. При выполнении части III MDS-UPDRS исследующий должен руководствоваться следующими инструкциями:

В верхней части бланка нужно отметить, принимает ли пациент препараты для лечения симптомов болезни Паркинсона, и, если он принимает препарат допа и ее производные, — время от момента приема последней дозы.

Кроме того, если пациент принимает препараты для лечения симптомов болезни Паркинсона, сделайте отметку о клиническом состоянии пациента, используя следующие определения:

«Включение» — типичное функциональное состояние на фоне действия препарата при хорошей реакции на него.

«Выключение» — типичное функциональное состояние при отсутствии адекватной реакции на прием препарата.

Исследующий должен «оценивать то, что видит своими глазами». Очевидно, что сопутствующие медицинские проблемы, такие как инсульт, паралич, артрит, контрактуры и ортопедическая патология, например, протезирование тазобедренного или коленного суставов и сколиоз, могут нарушать выполнение отдельных пунктов при исследовании двигательных функций. В ситуациях, когда провести тест абсолютно невозможно (например, при ампутации, плегии или гипсовой повязке на конечности), воспользуйтесь отметкой «НО» (невозможно оценить). В остальных случаях оценивайте выполнение каждого теста так, как оно осуществляется пациентом в контексте сопутствующих заболеваний. Все пункты должны быть оценены целым числом (не допускаются оценки в полбалла или пропущенные пункты).