Приложение Г9. Методика «вербальных ассоциаций» (литеральных и категориальных)
Оригинальное название: Word fluency test.
Источник: Borkowski J.G., Benton A., Spreen O. Word fluency and brain damage. Neuropsychologia. 1976; 5: c. 135 – 140.
Тип: Шкала оценки.
Назначение: Выявление нарушений речевой активности различного генеза.
Содержание:
1. Литеральные ассоциации
Пациента просят закрыть глаза и в течение 1 минуты назвать максимальное количество слов, начинающихся на заранее определенную врачом букву (например, «С», «Л»). При этом имена собственные, однокоренные слова не засчитываются.
2. Категориальные ассоциации
Пациента просят закрыть глаза и в течение 1 минуты называть слова, относящиеся к одной заранее определенной врачом категории (например, «животные», «растения», «товары» и т.п.).
Интерпретация результатов: подсчитывается общее количество правильно названных слов в каждой категории за 1 минуту. В норме здоровые лица способны назвать более 12 фонетически опосредуемых ассоциаций и более 15 семантически опосредуемых ассоциаций. Если соотношение является обратным, то это свидетельствует о нарушении семантической памяти, что чаще всего наблюдается при болезни Альцгеймера.
В качестве итоговой оценки по данному тесту предлагается учитывать максимальное количество названных слов.
Пояснения: Тест позволяет оценить темп нервно-психических процессов и семантическую память.