4.1. Медицинская реабилитация детской дистонии
У детей на течение дистонии может влиять продолжающееся созревание и пластичность мозга; дистония препятствует развитию моторики и закреплению правильных двигательных навыков; в то же время у детей ограниченные когнитивные и социальные навыки могут осложнять реабилитационные задачи [125]. Все дети с дистонией нуждаются в комплексной реабилитации многопрофильной терапевтической командой, включая врача-физиотерапевта, врача физической и реабилитационной медицины, врача по лечебной физкультуре, медицинскую сестру по массажу, реабилитации, физиотерапии (специалиста по эрготерапии) и, во многих случаях, логопедов с разработкой индивидуальной программы логопедической реабилитации и психологов. Конкретные методы лечения должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям ребенка и его семьи [126].
Рекомендуется при фокальных дистониях у детей использовать программу реабилитации, включающую цель-ориентированную двигательную практику, методы нейромодуляции в комбинации с интенсивным двигательным тренингом (тренировку с биологической обратной связью по электромиографии; тренировку с биологической обратной связью по кинематическому образцу; лечебную гимнастику по формированию мелкой моторики) [124, 127, 128, 129].
Комментарии: В двух недавних исследованиях изучалась эффективность визуальной биологической обратной связи мышечной активности кисти у детей с дистонией [127, 128]. У детей с дистонией БОС-тренировки значительно снижали синкинезии и переизбыток мышечной активности, не связанной с выполнением задачи. Недавно опубликованное исследование с участием 10 детей с дистонией сообщило о значительном улучшении функции рук после использования ЭМГ-биологической обратной связи по 5 часов в день в течение 1 месяца [129].